a
b
c
d

Положительный отзыв о компании Рефератик

Положительный отзыв
Автор: Антон
Дата: 13.02.2014
Бюджет Татарстана

1. Республика Татарстан

Татарстан – один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Республика расположена в центре крупного индустриального района РФ, на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны.
Республика Татарстан обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой. В структуре валового регионального продукта промышленность составляет 42,2%, сектор услуг – 28,5%, строительство – 9,5%, сельское хозяйство – 7,9%, транспорт – 5,0%.
Промышленный профиль республики определяют топливная и нефтехимическая отрасли промышленности (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты, самолеты и авиадвигатели, компрессоры и нефте- и газо- перекачивающее оборудование, речные и морские суда, гамму коммерческих и легковых автомобилей), а также развитое электро- и радио- приборостроение.
Республика Татарстан, используя 2,3% сельхозугодий России, производит 4,7% ее сельхозпродукции.
В республике добывается около 32 млн. тонн нефти в год (6,5% от общероссийского показателя). Татарстан имеет подтвержденные запасы нефти в объеме более 1 млрд. тонн и, по оценке специалистов, более 7 млрд. тонн битумной нефти.
Компания «КАМАЗ» занимает более 55% российского рынка грузовых автомобилей полной массой свыше 16 тонн. В Татарстане производится 24% российских тракторов. Республиканскими предприятиями нефтехимической отрасли выпускается 60% российского производства полистирола, около половины полиэтилена, свыше 40% синтетического каучука и треть автошин.
Доля малого и среднего бизнеса в ВРП Татарстана составляет 25%.
В Татарстане получила развитие сеть технопарков. Успешно функционируют ОАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея», индустриальная площадка КИП «Мастер», IT-парк, технополис «Химград».
В конце 2005 г. создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», на сегодняшний день в ней размещено 14 резидентов.
В 2010 г. валовой региональный продукт (ВРП) составил 995 млрд. руб. (103,8% к 2009 г.).
В 2010 г. индекс промышленного производства к уровню докризисного 2008 года составил 99,9%, в добыче полезных ископаемых – 100,6%, в обрабатывающих производствах – 99,6%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 99,1%. К уровню предыдущего 2009 г. рост наблюдался в обрабатывающих производствах – 114,9% и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 108,4%.
Денежные доходы на душу населения в 2010 г. составили 18 053 рубля и превысили в номинальном выражении уровень предыдущего года на 13,8%.
По общему объему инвестиций в основной капитал республика занимает первое место среди регионов ПФО и шестое – в масштабах всей страны. Наибольшая доля в структуре инвестиций приходится на отрасли энергетики и нефтегазохимии, из которых 60% приходится на комплекс «ТАНЕКО».
Удельный вес инновационных товаров и услуг в ВРП республики за 2010 г. составил 18%, что примерно в 1,5-2 раза выше, чем в среднем по России.
Торгово-экономические связи Татарстана со странами ближнего и дальнего зарубежья имеют большое значение для экономики республики – на сегодняшний день более 120 зарубежных стран осуществляют активную торговую деятельность с Республикой Татарстан. Внешнеторговый оборот Татарстана по итогам 2010 г. составил 18,8 млрд. долл. США (139% к 2009 г.), в т.ч. 16,3 млрд. долл. – экспорт, 2,5 млрд. долл. – импорт.
В республике активно реализуется программа социальной ипотеки. В 2010 г. в республике введено 2024 тыс. кв.м. жилья, в том числе по программе социальной ипотеки – 716 тыс. кв.м. Индивидуальное жилищное строительство по РТ составило 870 тыс. кв. м. По программе обеспечения жильем ветеранов в РТ введено 136 тыс. кв.м. Заселено 9299 ветеранов, 128 из них – по Казани.

2. Динамика доходов и расходов бюджета Республики Татарстан

Консолидированный бюджет. Доходы, рублей

Значение Дата В % к пред. периоду В % к аналог. периоду пред. года
140 636 972 000 за 2009 100.98% 100.98%
139 268 999 000 за 2008 131.22% 131.22%
106 132 532 000 за 2007 120.16% 120.16%
88 327 000 000 за 2006 101.23% 101.23%
87 258 000 000 за 2005 116.34% 116.34%
75 004 000 000 за 2004 131.85% 131.85%
56 887 000 000 за 2003 102.96% 102.96%
55 253 000 000 за 2002 97.99% 97.99%
56 385 000 000 за 2001 95.3% 95.3%

Расходы

Значение Дата В % к пред. периоду В % к аналог. периоду пред. года
152 731 478 000 за 2009 104.42% 104.42%
146 268 480 000 за 2008 134.79% 134.79%
108 518 004 000 за 2007 125.8% 125.8%
86 262 000 000 за 2006 98.22% 98.22%
87 823 000 000 за 2005 110.64% 110.64%
79 374 000 000 за 2004 136.11% 136.11%
58 317 000 000 за 2003 106.26% 106.26%
54 881 000 000 за 2002 99.21% 99.21%
55 320 000 000 за 2001 94.97% 94.97%

Доходы и расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан) (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)

3. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Татарстан и бюджета Республики Татарстан

По данным Минфина Республики Татарстан, консолидированный бюджет Республики Татарстан в январе-июле 2011г. исполнен по доходам в сумме 112455,9 млн. рублей, по расходам – 107062,2 млн. рублей. Объемы аккумулированных в бюджетной системе Республики Татарстан финансовых ресурсов и произведенных расходов отражены в таблице.
В структуре доходов консолидированного бюджета в январе-июле 2011г. по сравнению с соответствующим периодом 2010г. поступление налога на прибыль возросло в 1,5 раза, налога на доходы с физических лиц увеличилось на 10,7%. Доля трех налогов в структуре доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан в январе-июле 2011г. составила 52,2% (в январе –июле 2010г. – 45,3%). В структуре расходов консолидированного бюджета на развитие национальной экономики в январе-июле 2011г. было направлено средств на 16,7% больше, чем в январе-июле 2010г. Сумма расходов на образование увеличилась на 35%, на развитие здравоохранения и спорта - в 4,1 раза.

4. Перспективы бюджетного планирования

Прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2012-2014 годы разработан с учетом сценарных условий развития российской экономики, одобренных Правительством Российской Федерации, и исходя из динамики и итогов развития республики в текущем году. На основе прогноза социально-экономического развития республики разрабатывается проект бюджета, а его показатели являются целевым ориентиром развития Татарстана на среднесрочную перспективу.
Темпы роста валового регионального продукта прогнозируются в 2012 году - 5%, в 2013 г. – 5,5%, в 2014 г. – 6,5% в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года
В соответствии с прогнозом в 2012 году индекс промышленного производства составит 106,2% к уровню 2011 года, в 2013 – 107,4%, в 2014 – 107,8%.
Объем валовой продукции сельского хозяйства вырастет в 2012 году в соответствии с прогнозом на 2,9% в сопоставимой оценке к уровню 2011 года.
Согласно прогнозу в 2012 году прирост инвестиций в основной капитал составит 5,9% к уровню 2011 года и к 2014 году объем инвестиций увеличится в 1,2 раза в сопоставимых ценах к уровню 2011 года.
Ввод общей площади жилья за 3 года в Татарстане составит 7,4 млн. кв. метров. При этом к 2014 г. обеспеченность общей площадью жилья, приходящейся на одного жителя республики, вырастет до 24,8 кв.метров.
Оборот розничной торговли будет расти в среднем на 5,8% в год.
В соответствии с прогнозом среднемесячная заработная плата на 2012 год составит 23,5 тыс. руб. с ростом на 16,7% к уровню текущего года.
Министерством экономики в этом году в процессе формирования прогноза использовалась информационная система сбора и формирования прогнозных значений. Специализированная информационно-аналитическая система предназначена для накопления, хранения, всестороннего анализа структурированной информации и прогнозирования территориальных и отраслевых социально-экономических процессов. В настоящее время, в рамках разработки ресурсов, ориентированных на поддержку принятия управленческих решений, Министерством экономики ведется работа по созданию информационной системы, предназначенной для мониторинга и анализа основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие территорий республики.

5. Проект консолидированного бюджета Республики Татарстан на 2012-14 годы

В соответствии с Бюджетным Кодексом Республики Татарстан, начиная с апреля текущего года, проводилась работа по формированию проекта консолидированного бюджета Республики Татарстан на 2012-14 годы.
Совместно с Министерством экономики, налоговой службой, отраслевыми министерствами, предприятиями велась работа по разработке макроэкономических показателей, проводились расчеты по прогнозу доходной части бюджета, определялись потребности в расходах бюджетных отраслей. Вместе с муниципальными районами и городскими округами согласовывались взаимоотношения бюджета республики с местными бюджетами на основе расчетов по всем муниципальным образованиям.
В основу прогнозов доходной и расходной частей бюджетов всех уровней включены тенденции и факторы, соответствующие федеральным показателям социально-экономического развития.
В результате проведенной работы Министерством финансов Республики Татарстан составлены прогнозы консолидированного бюджета, бюджета Республики Татарстан.
Наиболее объемными доходными источниками бюджета являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и налоги на имущество, составляющие от общей суммы налоговых доходов в консолидированном бюджете свыше 85 процентов и в бюджете республики – 83 процента.
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Татарстан в 2012 году прогнозируется в сумме 41,7 млрд. рублей, в бюджет республики – 25,8 млрд. рублей.
Налог на прибыль прогнозируется в 2012 году в размере 37,5 млрд. рублей.
Прогноз поступления акцизов на 2012 год в бюджет Республики Татарстан составляет 11,5 млрд. рублей. При этом акцизы на нефтепродукты передаются в дорожный фонд Республики Татарстан.
Сумма налога на имущество организаций в 2012 году прогнозируется в размере 12,2 млрд. рублей. Из этой суммы 2,6 млрд. рублей поступят от организаций бюджетной сферы, для которых с будущего года отменены налоговые льготы. Налог на имущество организаций на 2012 год и плановый период, как и в предыдущие годы, спрогнозирован с учетом темпа роста инвестиций в основные фонды, а так же законодательно установленных льгот.
Налог на имущество физических лиц на 2012 год, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, оценивается в сумме 523 млн. рублей.
Значительным доходным источником бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Его поступления в 2012 году прогнозируются в размере 5,3 млрд. рублей. В прогнозе учтены кадастровая стоимость земельных участков и рекомендованные органам муниципальных образований ставки.
Поступления транспортного налога в 2012 году оцениваются в размере 2 млрд. рублей. В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Республики Татарстан, транспортный налог будет направлен в дорожный фонд в прогнозных объемах. При прогнозе налога учтена отчетность о налогооблагаемой базе, динамика изменений количества регистрируемых транспортных средств.
Поступление по налогам на совокупный доход в 2012 году прогнозируется в сумме 5 млрд. рублей. В него входят: налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 3 млрд. рублей, единый налог на вмененный доход – 1,9 млрд. рублей, единый сельскохозяйственный налог – 62 млн.рублей. Прогноз на 2012 год сформирован исходя из отчетов налоговых органов и динамики фактических поступлений.
Неналоговые доходы консолидированного бюджета прогнозируются на 2012 год в объеме 4,3 млрд.рублей, бюджета Республики Татарстан – 1,4 млрд. рублей.
В основу формирования прогноза консолидированного бюджета Республики Татарстан по расходам положены федеральные макроэкономические показатели:
- повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, находящимся на новой системе оплаты труда, с 1 октября 2012 года на 6 процентов;
- перевод бюджетных отраслей (это: культура, здравоохранение, социальное обеспечение) на новую систему оплаты труда с повышением фонда зарплаты на 16 процентов с 1 октября 2012 года;
- в расходах бюджета также учтено увеличение заработной платы учителям с 1 сентября 2011 года на 30 процентов и мед.работникам в школах с 1 января 2012 года на 50 процентов;
- стипендии предлагается повысить с 1 сентября 2012 года на 6 процентов;
- коммунальные услуги будут проиндексированы на 15 процентов, продукты питания и приобретение медикаментов в меру инфляции. На федеральном уровне коммунальные услуги, питание и медикаменты не индексируются.
Бюджет 2012 года отличается усиливающейся нагрузкой в связи с сокращением доходов на 5,5 млрд. рублей, ростом расходных обязательств на 7,8 млрд. рублей и необходимостью возврата кредитов в сумме 17,6 млрд. рублей.
Исходя из вышеназванных параметров, доходная часть консолидированного бюджета на 2012 год прогнозируется в объеме 121,1 млрд. рублей, расходная – 124,3 млрд. рублей с дефицитом в 3,2 млрд.рублей. Бюджет республики на 2012 год по доходам определяется в сумме 94,6 млрд.рублей, по расходам – 97,8 млрд.рублей с дефицитом в 3,2 млрд.рублей. Вся сумма дефицита прогнозируется на республиканском бюджете, в связи с чем, местные бюджеты будут бездефицитными.

6. Анализ бюджета на 2012-2014 годы

По итогам деятельности, проведенной Министерством финансов РТ, были составлены прогнозы консолидированного бюджета Татарстана на 2012-2014 годы. Однако прежде чем описать проект, хочу подробнее остановиться на факторах, которые, безусловно, повлияли на объем доходной части бюджета. В основном этими моментами явились изменения в федеральном законодательстве.
В бюджет республики на 2012 год по доходам определяется в сумме 94,6 млрд. рублей, по расходам - 97,8 млрд. рублей с дефицитом в 3,2 млрд. рублей. Вся сумма дефицита ложится на республиканский бюджет, при этом местные бюджеты прогнозируются бездефицитными.
Радик Гайзатуллин напомнил, что в соответствии с Бюджетным Кодексом Республики Татарстан, с апреля текущего года проводилась работа по формированию проекта консолидированного бюджета Республики Татарстан на 2012 - 2014 годы.
Так, прогнозируемые поступления собственных средств в консолидированный бюджет Татарстана составят: в 2012 году - 121,1 млрд. руб., в 2013 году - 122,7 млрд. руб., в 2014 году - 129,8 млрд. руб.
Из них налог на прибыль прогнозируется в 2012 году в 37,5 млрд. руб., в 2013 году - 37,7 млрд. руб., в 2014 году - 39,1 млрд. руб.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) прогнозируется в 2012 году в объеме 41,7 млрд. руб., в 2013 году - 44 млрд. руб., в 2014 году - 48,8 млрд. руб.
Налог на имущество предполагается в 2012 году в объеме 15,4 млрд. руб., в 2013 году - 15,5 млрд. руб., в 2014 году - 15,9 млрд. руб.
Прогноз поступления акцизов на 2012 год составляет 11,5 млрд. руб., в 2013 году - 13,5 млрд. руб., в 2014 году - 13,7 млрд. руб.
В основу формирования прогноза консолидированного бюджета Республики Татарстан по расходам положены федеральные макроэкономические показатели: повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, находящимся на новой системе оплаты труда, с 1 октября 2012 года на 6%; перевод бюджетных отраслей (культура, здравоохранение, социальное обеспечение) на новую систему оплаты труда с повышением фонда зарплаты на 16% с 1 октября 2012 года; в расходах бюджета также учтено увеличение заработной платы учителям с 1 сентября 2011 года на 30% и медработникам в школах с 1 января 2012 года на 50%; стипендии предлагается повысить с 1 сентября 2012 года на 6%; коммунальные услуги будут проиндексированы на 15%, продукты питания и приобретение медикаментов - в меру инфляции.
Ставки налога на добычу полезных ископаемых по нефти растут, одновременно происходит поэтапное выравнивание экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты. С 1 октября 2011 года вводится новая формула налогообложения нефтяной отрасли, так называемая схема «60-66». Это значит, что максимальная ставка экспортной пошлины на нефть будет снижаться. С 65% она дойдет до уровня 60%, при этом в целом по корзине нефтепродуктов возрастает совокупная ставка экспортных пошлин. Она выйдет на уровень 66%. Конечно, предлагаемый налоговый режим усложнит положение нефтеперерабатывающих предприятий республики, так как эти компании производят и экспортируют преимущественно темные нефтепродукты. В итоге эти модификации в законодательстве негативным образом скажутся на поступлении налога на прибыль. Однако, по последним данным, из Минфина России поступило сообщение о том, что считается возможным предоставить для ОАО «Башнефть» и ОАО «Татнефть» с 1 января будущего года компенсации по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении ряда месторождений.
Кроме того, одновременно в 2012 году до 20% будет снижен размер компенсации из федерального бюджета переданной доли налога на добычу полезных ископаемых по нефти, потери составят более 600 млн рублей. С 2013 года компенсация полностью отменяется.
В проекте бюджета на 2012 год не предусмотрены показатели по акцизам на спирт. Это связано с изменениями налогового законодательства, вступившими в силу с 1 августа 2011 года, согласно которым производство и реализация спирта акцизами не облагается. Тем не менее, производство водки подлежит налогообложению акцизами. В связи с этим спирт, реализуемый за пределы республики, не подлежит обложению акцизами, а налог уплачивается по месту производства водки. Должен заметить, что я считаю важным осуществить ряд важных мероприятий, направленных на реализацию спирта и производство водки в пределах республики, так как прогноз потерь бюджета Татарстана с учетом индексации ставки акцизов составит сумму в размере порядка 100 млн рублей.
В 2012 году, в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета, из консолидированного бюджета республики передаются акцизы на алкогольную продукцию - 60%, которые распределяются в бюджеты субъектов Российской Федерации по установленным нормативам. А также государственная пошлина за регистрацию транспортных средств и штрафы за административные правонарушения в сфере дорожного движения. Одновременно республика получает отдельные расходные полномочия. В результате дефицит бюджета Татарстана, по нашим расчетам, возрастет на сумму порядка 1 млрд рублей.
Подведу итог. Суммарные потери бюджета республики в 2012 году, связанные с изменениями в федеральном законодательстве, оцениваются в 6,4 млрд рублей.
Расчеты по доходам базируются на макроэкономических показателях социально-экономического развития и принятых нормативных актов. Самыми объемными доходными источниками являются следующие виды налогов: на доходы физических лиц, прибыль и имущество. Они составили свыше 85% от общей суммы налоговых доходов в консолидированном бюджете и 83% в бюджете республики. По прогнозам, в 2012 году поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Татарстана составит сумму 41,7 млрд рублей, а в бюджет республики – 25,8 млрд рублей.
Налог на прибыль прогнозируется в 2012 году в размере 37,5 млрд рублей.
Приведенная оценка налоговых поступлений основывается на данных мониторинга по крупным и средним организациям республики, а также сложившимся тенденциям уплаты налога по отраслям экономики.
Общий прогноз поступления акцизов на будущий год в бюджет РТ составил 11,5 млрд рублей. При этом акцизы на нефтепродукты передаются в дорожный фонд Татарстана.
Сумма налога на имущество организаций в 2012 году ожидается в размере 12,2 млрд рублей. 2,6 млрд рублей из этой суммы поступят от организаций бюджетной сферы. Для них с нового года налоговые льготы будут отменены. Налог на имущество организаций и плановый период, как и ранее в предыдущие годы, был спрогнозирован с учетом темпа роста инвестиций в основные фонды, а также законодательно установленных льгот.
Налог на имущество физических лиц, полностью зачисляемый в бюджеты муниципальных образований, оценивается в сумме 523 млн рублей.
Одним из значительных доходных источников бюджетов муниципальных образований является земельный налог. Его поступления в новом году составят 5,3 млрд рублей. В этом прогнозе принята во внимание кадастровая стоимость земельных участков и ставки, рекомендованные органам муниципальных образований.
Транспортный налог в будущем году оценивается в размере 2 млрд рублей. Согласно изменениям, внесенным в Бюджетный кодекс РТ, этот вид налога будет направлен в дорожный фонд в прогнозируемых объемах. На прогноз повлияли отчетность о налогооблагаемой базе и динамика изменений количества регистрируемых транспортных средств. Поступление по налогам на совокупный доход составит 5 млрд рублей. В его составе налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 3 млрд рублей, единый налог на вмененный доход – 1,9 млрд рублей, единый сельскохозяйственный налог – 62 млн рублей. Прогноз на 2012 год сформирован исходя из отчетов налоговых органов и динамики фактических поступлений.
Неналоговые доходы консолидированного бюджета ожидаются на 2012 год в объеме 4,3 млрд рублей, бюджета РТ – 1,4 млрд рублей.
Отмечу, что в проекте бюджета не были учтены целевые межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Распределение будет произведено федеральными органами позднее. Далее целевые федеральные средства будут зеркально отражены в доходной и расходной частях бюджета Татарстана.
Какие федеральные макроэкономические показатели повлияли на формирование прогноза консолидированного бюджета РТ? Вот основные факторы: повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, находящимся на новой системе оплаты труда, с 1 октября 2012 года на 6%; перевод таких бюджетных отраслей, как культура, здравоохранение и социальное обеспечение на новую систему оплаты труда с повышением фонда зарплаты на 16% процентов с 1 октября 2012 года; в расходах бюджета также учтено увеличение заработной платы учителям с 1 сентября 2011 года на 30%, а также медицинским работникам в школах с 1 января 2012 года на 50%; будет реализован второй этап сокращения аппарата управления, в новом году сокращается 5% государственных и муниципальных служащих; публичные обязательства индексируются в меру инфляции с 1 января на 6%; стипендии предлагается повысить с 1 сентября 2012 года на 6%; коммунальные услуги будут проиндексированы на 15%, продукты питания и приобретение медикаментов - в меру инфляции. На федеральном уровне коммунальные услуги, питание и медикаменты не индексируются.
Бюджет-2012 отличается усиливающейся нагрузкой в связи с сокращением доходов на 6,4 млрд рублей, ростом расходных обязательств на 7,8 млрд рублей и необходимостью возврата кредитов в сумме 17,6 млрд рублей.
Исходя из перечисленных мной параметров, доходная часть консолидированного бюджета на 2012 год прогнозируется в объеме 121,1 млрд рублей, расходная – 124,3 млрд рублей с дефицитом в 3,2 млрд рублей. Бюджет республики на новый год по доходам определяется в сумме 94,6 млрд рублей, по расходам – 97,8 млрд рублей с дефицитом в 3,2 млрд рублей. Вся сумма дефицита прогнозируется на республиканском бюджете, поэтому местные бюджеты будут бездефицитными.
Чтобы ликвидировать дефицит и долговые обязательства в новом году, необходимо в части доходов продолжить планомерную работу с предприятиями и физическими лицами. Кроме того, нужен подробный анализ и мониторинг расходной части республиканского и местных бюджетов. А также проведение специальных мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов. Подчеркиваю - особенно важно ликвидировать кредиторскую и дебиторскую задолженности и как можно более экономно подойти к расходованию возможных остатков бюджетных средств в четвертом квартале текущего года.

Комментарии к отзыву

Уважаемые пользователи сайта! Если вы по каким-либо причинам не согласны с отзывами, видите в них ложную информацию или личные данные, которые не должны подлежать разглашению, обращайтесь в службу поддержки сайта. Каждое ваше пожелание будет рассмотрено. Тем не менее, не стоит забывать, что ресурс StudCareer.ru является открытым. Здесь каждый может высказывать своё мнение о той или иной организации. Обратите внимание, что на сайте есть как положительные, так и отрицательные отзывы о работодателях. Если вы решили оставить негативный отзыв о компании, постарайтесь использовать корректные выражения, а не эмоциональные обороты речи. Будьте объективны. Надеемся на понимание, как со стороны работодателей, так и со стороны сотрудников и клиентов организаций.